Взаимосвязь социального статуса с желанием хамить за рулём

В чем причина злобного и хамского поведения, которое царит на наших дорогах? Можно ли установить причинно-следственную связь между хамством и свойствами личности? Является ли хамство отсутствием доброты или воспитания? Есть ли связь между хамским поведением и социальным статусом? Попробуем разобраться!

В начале этого года психологи Университета Беркли (Калифорния, США) провели масштабное исследование, позволившее выяснить, влияет ли социальный статус человека на соблюдение им моральных норм. Эксперименты проводились в различных жизненных ситуациях: это поведение при вождении автомобиля, выбор между возможностью солгать и говорить правду, получение выгоды при нарушении моральных норм поведения человека. Становится очевидным, что проблема, заявленная в заголовке данной статьи, не уникальна для российского социума.

Серия экспериментов позволила сделать вполне определённые выводы, показав, что владельцам дорогих автомобилей свойственно чаще нарушать правила поведения на дорогах, а люди, считающие себя по статусу выше других, намного чаще прибегают ко лжи. Также учёные проводили тесты, при помощи которых выяснялось, насколько испытуемые готовы оправдывать корыстное поведение человека с моральной точки зрения.

TbVSeuLP

В первых двух исследованиях, посвященных движению на дорогах, было показано, что вероятность нарушения закона при вождении автомобиля у людей, занимающих высокое положение в обществе, больше, чем у водителей более низкого социального статуса. Поскольку транспортные средства являются надёжными индикаторами социального статуса водителя, то наблюдатели, стоящие вблизи перекрёстка, ограждённого знаками «Стоп», фиксировали статус проезжающих машин и наблюдали за их поведением. Характерно, что большая часть дорогих машин проезжала перекрёсток, не уступая очередь другим водителям, нарушая этим Калифорнийский кодекс транспортных средств.

Далее было проверено, как будут вести себя водители более высокого социального статуса при необходимости пропустить пешехода на отмеченном переходе. Для этого на перекрёстке был установлен наблюдатель, который отмечал статус автомобиля и фиксировал, пропустит ли водитель пешехода, который также являлся участником исследования. Проезд размеченного перехода без пропуска пешехода является нарушением вышеупомянутого Кодекса.

oPKNgNAC

В исследовании было отмечено, что не останавливаются перед пешеходом 34,9% водителей. Эти данные, соотнесённые со временем суток, возрастом водителя и его социальным статусом, показали, что большая часть водителей, имеющих высокий социальный статус, проедут переход, не уступая дорогу ждущему пешеходу.

Проведённые исследования должны помочь разобраться, каким образом принадлежность людей к определённому социальному классу связана с неэтичным поведением, с действиями, вредящими другим, незаконными или нравственно нежелательными для общества.

Если рассматривать условия жизни людей низкого социального статуса, то понятно, что среда, которая их окружает, способствует большей неуверенности в завтрашнем дне, несёт большую угрозу для жизни и приводит к худшему экономическому состоянию. Это позволяет говорить, что люди, имеющие худшие жизненные условия, более мотивированы к неэтичному поведению – для улучшения качества своей жизни.

Однако возможен и противоположный вывод, который будет указывать на то, что люди, имеющие высокий социальный статус, могут быть более расположены к неэтичному поведению. Наличие стабильного финансового положения, дающего свободу и независимость от других людей такого же уровня, даёт основание к развитию эгоистических социальных тенденций, что облегчает возможность неэтичного поведения. Исторические наблюдения подтверждают правдоподобность этого рассуждения.

В одном из исследований, которое проводилось в виде экономической игры, люди с более высоким социальным статусом оказались эгоистичнее. Считая, что условные кредиты будут позднее обмениваться на реальные деньги, они их придерживали у себя, а представители низшего класса разделили большую часть кредитов с незнакомцем. Результаты этого исследования полностью соответствуют данным общенациональных опросов, которые показывают, что богатые люди жертвуют на благотворительность меньшую часть своих доходов, чем это делают семейства более низкого социального статуса.

Одно из исследований показало, как материальный стимул заставил участников тестирования быть готовыми обмануть людей ради личной выгоды. В другом исследовании присутствие денег послужило причиной обмана для возможности получения большей финансовой награды. Жадность заставляет меньше беспокоиться о том, что недостойное поведение одних людей затрагивает интересы других, мотивируя неэтичные действия.

Проведённые семь исследований, сопоставленные с опросами, дали обобщённый результат, в котором были связаны отчёты исследований и альтернативные объяснения их результатов, касающиеся особенностей социального класса – возраста, этнической принадлежности, религиозности. Каждое из исследований давало определённые результаты, касающиеся поведения людей из разных социальных слоёв в созданных ситуациях. Основным выводом этих исследований стала явственно прослеживаемая связь между принадлежностью к более высокому социальному статусу и склонностью к неэтичному поведению.

Но никто не обязан мириться с хамством. На мой взгляд, между хамством и отсутствием доброты нельзя поставить знак равенства, здесь уместнее говорить об отсутствии воспитания. Помните, хамство – один из бессознательных способов защиты тревожного и крайне неуверенного в себе человека. Такие люди кажутся себе настолько маленькими и незначительными, что вынуждены поднимать собственную самооценку за счёт других, особенно находясь в «панцире» дорогого автомобиля.

Массовые хамство и агрессия (разрядка накопленного напряжения и негативного стресса) — явление временное, считают психологи; как только жизнь станет комфортнее, хамство начнёт уменьшаться. В качестве положительных сдвигов специалисты называют то, что водители всё чаще стали сбрасывать скорость на пешеходных переходах.

Автопсихолог