В поисках утраченных иллюзий

Чувство собственной безопасности, которое ощущает водитель, всего лишь иллюзия? Почему некоторые психологи считают, что, чем выше уровень технического оснащения автомобиля, тем выше опасность, которую он представляет? Попробуем разобраться.

Тревог и неопределённости в жизни человека достаточно, но этим она и интересна, считают психологи-экзистенциалисты. Да, неудивительно, что мы стремимся избежать неприятных чувств — тревоги и неконтролируемого беспокойства, которые в избытке можно ощутить на отечественных «полу-дорогах». В современном автомобиле, где подушки безопасности встраиваются даже спереди — для пешеходов, с антипробуксовочной и антиблокировочной системами, программным контролем руля и тормоза, различными стабилизаторами и другими чудесами инженерного искусства, вы «в полной безопасности». Ну так что? Всегда гони под 200 и никогда не пристёгивайся!?

Все спешат на этом свете на тот свет. Когда живёшь в мире иллюзий, поневоле однажды сталкиваешься с убожеством реальной жизни.

«АБС» лишь сохранит управляемость автомобиля вне зависимости от усилия, приложенного к тормозной педали, тормозной путь может измениться на пренебрежительно малую величину. Шипованная резина сокращает тормозной путь лишь на 7% и только на гладком льду. Примеров масса. Лишь от ремня безопасности есть реальная польза: он вдвое повышает шансы на выживание во время столкновения. «Проценты» защиты остальных устройств чуть выше статистической погрешности.

Защищённость от окружающего мира, летнего зноя, зрительных контактов с посторонними дарит тонировка. Однако желание поиграть в «я вижу всё, меня не видит никто» иногда имеет корни, отражающие глубокие психологические конфликты, неосознанные и столь горячо отрицаемые. Эта игра тоже дарит лишь иллюзию безопасности, ведь вы не в танке, а просто на вас верхняя одежда от известного автопроизводителя. Я совершенно не против тонировки, тюнинга, и других профессиональных усовершенствований, выделяющих автомобиль из серой массы. Результаты любопытного исследования были опубликованы год назад в журнале Lighting Research and Technology, где было доказано, что яркое освещение отвлекает водителя, создаёт ощущение излишней напряжённости и вызывает повышенную нагрузку, которая приводит к усталости.

Конечно, в автомобиле происходят не столь значительные изменения физиологического и психологического состояния организма, как, например, у астронавта, но 5 часов непрерывной езды обязательно вызовут лёгкое или среднее утомление, которое снимается отдыхом, умыванием, купанием, разминкой, крепким чаем или кофе. Монотонность движения усыпляет, и пьянит. Сильно устают ноги. После 20 часов непрерывного вождения человек совершает те же самые ошибки, что и подвыпивший водитель.

Как же сделать вождение более безопасным? Просто выведите себя на необходимый «уровень риска»! Кажется нелогичным?

Я не призываю отказываться от ремней безопасности, тонировки… Просто запомните, что все попытки автопроизводителей сделать автомобиль более безопасным приводят к обратным результатам, делая нас более склонными к риску и не задумывающимися о последствиях. Этот феномен называется «моральный риск»: когда люди чувствуют собственную изолированность от последствий, то действуют слишком безрассудно. Знаете, прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена. А в автомобиле самым слабым звеном в прямом, переносном, физическом и психологическом смыслах все ещё, к сожалению, является человек, сидящий за рулём.

Психологи выделяют несколько этапов, которые проходит водитель в своём становлении: 1‑й — преодоление постоянного чувства опасности; 2‑й — недооценка опасности; 3‑й — коррекция повышенного чувства безопасности; 4‑й — объективная оценка опасности; 5‑й — снижение чувства безопасности. От этого, последнего этапа, наступающего через 3–4 года, проведённых за рулём, важно вернуться к той самой объективной оценке, когда благодаря навыкам и опыту вождения водитель не забывает об опасностях, которые может преподнести дорога.

Автопсихолог