Чувство собственной безопасности, которое ощущает водитель, всего лишь иллюзия? Почему некоторые психологи считают, что, чем выше уровень технического оснащения автомобиля, тем выше опасность, которую он представляет? Попробуем разобраться.
Тревог и неопределённости в жизни человека достаточно, но этим она и интересна, считают психологи-экзистенциалисты. Да, неудивительно, что мы стремимся избежать неприятных чувств — тревоги и неконтролируемого беспокойства, которые в избытке можно ощутить на отечественных «полу-дорогах». В современном автомобиле, где подушки безопасности встраиваются даже спереди — для пешеходов, с антипробуксовочной и антиблокировочной системами, программным контролем руля и тормоза, различными стабилизаторами и другими чудесами инженерного искусства, вы «в полной безопасности». Ну так что? Всегда гони под 200 и никогда не пристёгивайся!?
Все спешат на этом свете на тот свет. Когда живёшь в мире иллюзий, поневоле однажды сталкиваешься с убожеством реальной жизни.
«АБС» лишь сохранит управляемость автомобиля вне зависимости от усилия, приложенного к тормозной педали, тормозной путь может измениться на пренебрежительно малую величину. Шипованная резина сокращает тормозной путь лишь на 7% и только на гладком льду. Примеров масса. Лишь от ремня безопасности есть реальная польза: он вдвое повышает шансы на выживание во время столкновения. «Проценты» защиты остальных устройств чуть выше статистической погрешности.
Защищённость от окружающего мира, летнего зноя, зрительных контактов с посторонними дарит тонировка. Однако желание поиграть в «я вижу всё, меня не видит никто» иногда имеет корни, отражающие глубокие психологические конфликты, неосознанные и столь горячо отрицаемые. Эта игра тоже дарит лишь иллюзию безопасности, ведь вы не в танке, а просто на вас верхняя одежда от известного автопроизводителя. Я совершенно не против тонировки, тюнинга, и других профессиональных усовершенствований, выделяющих автомобиль из серой массы. Результаты любопытного исследования были опубликованы год назад в журнале Lighting Research and Technology, где было доказано, что яркое освещение отвлекает водителя, создаёт ощущение излишней напряжённости и вызывает повышенную нагрузку, которая приводит к усталости.
Конечно, в автомобиле происходят не столь значительные изменения физиологического и психологического состояния организма, как, например, у астронавта, но 5 часов непрерывной езды обязательно вызовут лёгкое или среднее утомление, которое снимается отдыхом, умыванием, купанием, разминкой, крепким чаем или кофе. Монотонность движения усыпляет, и пьянит. Сильно устают ноги. После 20 часов непрерывного вождения человек совершает те же самые ошибки, что и подвыпивший водитель.
Как же сделать вождение более безопасным? Просто выведите себя на необходимый «уровень риска»! Кажется нелогичным?
Я не призываю отказываться от ремней безопасности, тонировки… Просто запомните, что все попытки автопроизводителей сделать автомобиль более безопасным приводят к обратным результатам, делая нас более склонными к риску и не задумывающимися о последствиях. Этот феномен называется «моральный риск»: когда люди чувствуют собственную изолированность от последствий, то действуют слишком безрассудно. Знаете, прочность цепи определяется прочностью самого слабого звена. А в автомобиле самым слабым звеном в прямом, переносном, физическом и психологическом смыслах все ещё, к сожалению, является человек, сидящий за рулём.
Психологи выделяют несколько этапов, которые проходит водитель в своём становлении: 1‑й — преодоление постоянного чувства опасности; 2‑й — недооценка опасности; 3‑й — коррекция повышенного чувства безопасности; 4‑й — объективная оценка опасности; 5‑й — снижение чувства безопасности. От этого, последнего этапа, наступающего через 3–4 года, проведённых за рулём, важно вернуться к той самой объективной оценке, когда благодаря навыкам и опыту вождения водитель не забывает об опасностях, которые может преподнести дорога.