Что первично? Бытие определяет сознание, как писал Карл Маркс, или наоборот? Очевидно, что окружающая среда и стиль жизни взаимосвязаны с сознанием человека.
Изучая психологию, можно прийти к выводу, что всё, что окружает человека, всё, что косвенно или напрямую связано с ним, может многое рассказать о свойствах его личности.
Наши мобильные устройства, одежда, аксессуары и, конечно, автомобили, которые мы выбираем, являются продолжением нашей личности, стереотипов мышления и, возможно, неудовлетворённых потребностей. Правильный выбор цвета автомобиля подчеркнёт вашу индивидуальность, снизит вероятность ДТП и даже немного сэкономит топливо.
Выдающиеся физики, философы, теоретики изобразительного искусства, психологи и психофизиологи сходятся во мнении, что цвет оказывает серьёзное воздействие на человека – психическое и физическое. От органов зрения восприятие цвета «переходит» на внутренние органы и доходит до тактильных и даже, в отдельных случаях, звуковых ощущений. Цвет оказывает влияние на кровяное давление: оно повышается от синего к зелёному, от жёлтого к красному (в совокупности и по отдельности), а обратный процесс происходит при обратном предъявлении стимульного материала. Существуют «школы» исцеления с помощью цвета. А если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный по спектру, и тогда психоэмоциональное состояние изменится на противоположное. Цвета и их оттенки оказывают различное влияние на состояние человека: красный – на физическое, жёлтый – на умственное, а голубой – на эмоциональное.
Широко известна «методика цветовых выборов» швейцарского психолога Макса Люшера. Этот тест позволяет провести быстрый, но глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом отборе цветов по степени их субъективной приятности. Считается, что восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста. Любите тесты? Быстро назовите три цвета! Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.
Крупнейшая транснациональная корпорация DuPont в результате исследования выяснила, что сейчас покупателями наиболее востребованы белые автомобили. Такую моду диктуют покупатели из Северной Америки – им захотелось чего-то светлого, они устали от мировых кризисов, различных неприятных событий и траура, их сопровождающих. В западной культуре белый цвет символизирует чистоту, покой, мир, тишину, свет и полноту жизни. А самыми популярными остаются серебристый и серый, далее идут чёрный и белый. Выяснилось также, что светлые автомобили потребляют меньше топлива: корпус автомобиля меньше нагревается, и автовладелец экономит за счёт менее интенсивной работы кондиционера в салоне.
А как распределяются популярные цвета автомобилей по континентам, в зависимости от национальных и культурных особенностей, можно увидеть на диаграммах.
От цвета автомобиля зависит, насколько он заметен на дороге другим участникам движения. Чаще всего в ДТП попадают машины чёрного, коричневого, а также зелёного цвета: они сливаются с окружающей средой и неразличимы в условиях плохой видимости. Самые безопасные цвета по убывающей – серебристый, белый, красный. Водители автомобилей таких цветов в два раза реже становятся участниками аварий, нежели владельцы среднестатистических по цвету авто. А чересчур пёстрые и броские автомобили небезопасны, они отвлекают внимание остальных участников движения.
Интересный факт, открытый американскими психологами в 2009 году: самыми сексуально привлекательными для женщин считаются водители автомобилей серебристых оттенков, а наименее привлекательными большинство женщин называют владельцев зелёных, серых и белых автомобилей.
В исследовании, проведённом недавно Мичиганской Colburn Group Insurance, выяснилась прямая взаимосвязь между цветом автомобиля и стилем вождения. Хотите знать, что цвет автомобиля говорит о вашей индивидуальности?
Автомобиль серебряного цвета (престиж, богатство и роскошь) выбирают элегантные, спокойные, уравновешенные люди, зелёного – наоборот, эгоистичные, иногда ревнивые и капризные (выбор ярко-зелёного), зато очень серьёзные и добросовестные. Этот цвет приносит спокойствие и умиротворённость, снижает стресс. Чаще всего любители зелёных оттенков знают, как держать эмоции в равновесии.
Жёлтый автомобиль – признак беззаботного оптимиста с богатым воображением, золотой – независимого человека, а серый выбирают спокойные люди, трезво мыслящие, полностью посвятившие себя своей работе. Этот цвет символизирует стабильность и уверенность в своих силах.
Самые осторожные – водители синих автомобилей, этот цвет связывают с флегматическим типом темперамента. Синие оттенки даже в большей степени, чем зелёные, способны привнести спокойствие в повседневную жизнь. Водители автомобилей тёмно-синих оттенков очень уверенные, и на них можно положиться – не подведут.
Энергичные люди, с быстрой реакцией, находящиеся в постоянном движении, выбирают автомобили красного цвета. Красный цвет – это смелый выбор, позволяющий выделиться из толпы, выбор страстного, сексуального человека, немного резкого. Иногда красный выбирают те, кому не хватает уверенности в себе. Розовые автомобили часто выбирают нежные, любящие люди. Они любят улыбаться.
Чёрный цвет машины – выбор консервативного человека, профессионала в карьере и жизни. Человеком с чёрным автомобилем сложно манипулировать. Гладкий чёрный автомобиль является воплощением силы и власти. Стиль вождения зачастую носит экстремальный характер. Белый подойдёт перфекционистам, любящим чистоту, аккуратность, молодым в душе. Грязно-белый автомобиль заставляет вас выглядеть неряшливо и равнодушно.
Оранжевый – очень энергичный, подходит для эксцентричных, общительных, весёлых и открытых. Если у вас коричневый автомобиль, это означает, что вы надёжны. Вы верны себе и окружающим, ответственны и достойны дружбы.
Отдельно расскажу о фиолетовом, сиреневом и его оттенке – лиловом. Этот редкий цвет подойдёт для творческих людей – оригиналов и индивидуалистов, однако тёмно-фиолетовый – очень тяжёлый цвет, при избытке приводит к депрессии. Часто оттенки фиолетового выбирают люди, желающие перемен.
Конечно, нет смысла судить о человеке, основываясь только на цвете его автомобиля. Выбор, если он, конечно, вообще был, мог основываться не только на вкусе автовладельца. Есть ещё много критериев: технические параметры, престиж марки, практичность, угловатые или гибкие формы… Но если выбор человеком делался «под себя», то к информации, которую о нём рассказывает автомобиль, можно и нужно прислушаться. Возможно, вы узнаете что-то новое об имидже своих знакомых.