Почему некоторые водители выбирают маленькие и маломощные автомобили?

Многочисленные исследования психологии водителя, проводимые в США и Канаде вот уже несколько лет, а также опросы непосредственно владельцев автомобилей уверенно доказывают тот факт, что существует определенная корреляция между агрессивностью водителя (так называемой дорожной яростью – road rage) и выбором большого, мощного автомобиля.

А теперь давайте попробуем разобраться, какие психологические особенности и мотивация руководят теми автолюбителями, которые делают свой выбор в пользу маленьких и маломощных легковых автомобилей.

 

Основы выбора автомобиля скрыты в глубинах нашего подсознания, а именно в архетипе, который неосознанно присутствует в голове у каждого человека. Совпадение конкретного автомобиля с таким подсознательным архетипом и толкает человека на покупку. То есть приобретение автомобиля определенной марки, размера и мощности означает осуществление архетипа, что очень важно для психологического комфорта человека, поскольку в наши дни именно автомобиль наиболее полно его воплощает. (Хочу посоветовать замечательную книгу «Человек двусмысленный. Археология сознания» Софьи Залмановны Агранович, о генетической природе психологических феноменов человеческого сознания).

Очевидно, что дело тут совсем не в ограниченности средств. Часто даже мужчины, не испытывающие каких-либо материальных затруднений, делают такой, мягко сказать, странный выбор, покупая маленькую и маломощную машину.

Существует несколько возможных версий такого выбора. Давайте по порядку:

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. САМАЯ БАНАЛЬНАЯ

Психологи 70-х годов поделили людей на «победителей» и «жертв». Узнать «победителя» легко: это как раз тот человек, который не боится стоять на своем и нести ответственность за свою жизнь, громко заявляет о себе миру. Естественно, машина должна поддерживать статус. Угадайте, что это будет за автомобиль?!

Согласно этой версии, мужчина, готовый удовольствоваться маленьким автомобилем, совсем не желает (а может быть, и совсем не может) ощущать себя «победителем». Он привык быть на вторых ролях, а его жизненная стратегия – избегание неприятностей, а не открытое противостояние.

Делаем вывод: мужчина-водитель, выбирающий маленький и маломощный легковой автомобиль, страдает заниженной самооценкой, он не хочет «светиться» на дороге, дабы не создавать себе ненужных проблем.

Кстати, все вышеописанное относится только к мужчинам, поскольку для женщин стратегия избегания обусловлена законами природы. Поэтому женщина в маленьком и маломощном автомобильчике отнюдь не «жертва», а скорее всего, женственная «охотница», ловящая на крючок мнимой слабости своего «победителя».

Замечу, что в современной западной психологии такое деление подвергается критике.

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ИЗОЩРЕННАЯ

Люди, мало-мальски разбирающиеся в психоанализе, знают, что любой автомобиль является для своего владельца метафорой определенного животного. Еще Зигмунд Фрейд утверждал, что в подсознании каждого человека живет образ тотемного животного, которым этот человек подсознательно жаждет стать для обретения могущества и власти. В таком случае приобретение автомобиля является успешной инициацией (посвящением во взрослые). Недаром отсутствие собственного авто многие мужчины считают признаком незрелости и несостоятельности. Мужчина без машины подсознательно воспринимается окружающими кем-то вроде «ребёнка».

Выбирая модель автомобиля, каждый будущий владелец инстинктивно ищет машину, больше всего напоминающую то животное, свойства «характера» которого либо уже у него есть и всего лишь нуждаются в большей внешней демонстрации, либо отсутствуют, но крайне желательны для этого человека. Недаром многие владельцы ассоциируют свой джип или другой внедорожник с медведем или, скажем, буйволом. Самый распространенный мотив модной нынче аэрографии на машинах представительского класса – волки, тигры и другие крупные кошачьи. Женщина часто выбирает маленький автомобиль, ассоциируя его с лисицей, кошкой или ланью. Водители же грузовиков часто называют свою машину слоном, носорогом или бегемотом.

Фишка в следующем: когда человек находится за рулем, он психологически «превращается» в того самого зверя, которого эта машина олицетворяет. В нем просыпается особая (кошачья, медвежья, тигриная) субличность, которая содержит в себе соответствующие этому образу цели, мотивы и ценности, обеспечивает новые навыки социальной коммуникации и возможности для принятия неординарных решений… А покупка новой модели автомобиля, абсолютно непохожей на прежнюю, часто может говорить о стремлении к приобретению нового социального статуса.

Вывод: выбирая маленький, маломощный автомобиль, мужчина проявляет качества, присущие небольшому, но юркому, хитрому и осторожному зверьку – лисице, кошке, ласке. От такого человека окружающие могут ожидать чего угодно!

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. ЭКОНОМИЧЕСКИ ОПРАВДАННАЯ

Маленьких (малолитражных) автомобилей на наших дорогах намного меньше, чем на европейских, – и напрасно. Ведь в Европе давно поняли, что машина прежде всего является комфортным средством передвижения, а не постоянной демонстрацией статуса и достатка.

В современных городских условиях малолитражка намного экономичнее, в отличие от обычных автомобилей. К тому же с такой машиной вы никогда не будете испытывать проблем с парковкой.

Еще один плюс маленького и маломощного автомобиля: он, как правило, меньше стоит. А в наше время это отнюдь немаловажно. Ведь, как говорят, в ситуации финансового кризиса одни люди ищут, как заработать, а другие – на чем сэкономить.

Вывод: человек, выбирающий маленькую и маломощную машину, любит счет деньгам, он разумен, экономен, бережлив и умеет приспособиться к любой ситуации.

Перед вами три версии причин выбора маленького, маломощного автомобиля. С какой из них вы согласитесь – решать вам. Кстати, а какой автомобиль выбрали вы?