Она укротила автомобиль

«Чего хочет женщина?» — вопрос, проходящий красной нитью сквозь научные труды Зигмунда Фрейда. По моему скромному мнению, женщина хочет быть счастлива со своим железным другом — автомобилем.

Но нет, этот рассказ не о психоанализе противоречивого феномена женских желаний. И ни слова о «бабе за рулём», «обезьяне с гранатой» и «блондинке на колёсах», данный рассказ не о них…

Итак, речь о Женщине за рулём — о свободе личности, об освобождении Женщины от «деспотизма» Мужчины — об Автомобиле, возвратившем Женщине её подлинную независимость, её бесспорное и неотъемлемое достоинство,— о Мужчине, который не станет отказывать Женщине в её желаниях.

Совершенно особые ощущения испытываешь, когда Женщина за рулём. На дороге, даже если ты не видишь, кто едет в автомобиле перед тобой, ты ЕЁ чувствуешь, иногда неторопливую, задумчивую перед поворотом… Так справедливо ли мнение, что водители-мужчины лучше женщин за рулём? По данным опросов, проведённых как среди мужчин, так и, как ни странно, женщин, мужчины — лучшие водители. Попробуем разобраться в возникновении этого гендерного стереотипа.

Стоит сразу обозначить, что цель данной статьи – не обобщить женщин, не поставить их на одну доску или допустить любые проявления мизогинии – а лишь выделить определённые паттерны и тенденции. Прошу помнить об этом при чтении, благо что на любое правило непременно найдётся исключение.

Положение женщины в обществе на протяжении многих столетий было не всегда одинаково, и зачастую женщины исторически имели более низкий статус. В традиционном обществе женщина часто изображается как покорная, пассивная, заботливая и сострадающая. А вождение считалось мужским видом деятельности, передающим ощущение власти и контроля над огромным автомобилем, предполагающим приключение, азарт и риск больших скоростей.

Сильная половина человечества первой села за руль своих автомобилей, и, по данным статистики, мужчины, как социальная группа, по-прежнему проводят за рулём намного больше времени. Однако женщины в последние десятилетия стараются не отставать, и вот социальные стереотипы распространяются на эту новую деятельность, формируя обидные мифы.

Считается, что мужская модель поведения за рулём более конкурентная, эгоистичная, тогда как женщины склонны к более уважительному, осторожному, ответственному и упорядоченному стилю вождения. В итоге на их счету меньше аварийных ситуаций. Как правило, в экономически развитых странах женщинам страховка на автомобиль обходится дешевле, чем мужчинам, ведь считается, что представительницы слабого пола более дисциплинированны и внимательны на дороге. Но, на мой взгляд, всё не так просто, и пол/гендер водителя, хотя и оказывает влияние на стиль вождения, но не является главным фактором, его определяющим. Более важны опыт и индивидуально-психологические свойства личности — свойства психической активности: темперамент, характер, мотивационно-потребностная сфера, способности.

Укрощение автомобиля начинается с обучения в автошколе. Усердная учёба значительно облегчит сдачу экзамена и получение водительского удостоверения. Условия, в которых происходит обучение, социально-психологический климат крайне важны — недопустимы грубое обращение, ругань, лишняя критика. Не обязательно женщине обращаться в женскую автошколу, однако важно отдавать себе отчёт, что женщины осваивают дорогу иначе, нежели мужчины. Нужен хороший автоинструктор — преподаватель, и даже психолог, умеющий найти индивидуальный подход к каждой ученице. В женщине-автоинструкторе ученицы видят свою старшую подругу, которая не накричит и не обидит. Правда, и это бывает не всегда – отталкиваясь от стереотипа «мужчины — лучшие водители», сейчас многие чаще отдают своё предпочтение мужчине-автоинструктору.

Представительницы прекрасного пола сегодня становятся полноправными потребителями такого технологичного продукта, как автомобили. Все автодилеры единогласно отмечают, что за последние 5–6 лет интерес женщин к автомобилям сильно повысился. Причём это уже не просто девушки, которые не знают, зачем пришли в автосалон, и выбирают себе аксессуар под цвет туфель. Теперь это потребители, которые в первую очередь обращают внимание на технические характеристики модели, на её проходимость и вместительность, а также безопасность и удобство.

Похоже, проблема дифференциации транспортных средств по половому признаку до сих пор остаётся актуальной, неслучайно над её решением бьются маркетологи, дизайнеры и даже психологи разных компаний. А может быть, средство передвижения — дело индивидуальное и его выбор зависит в первую очередь не от пола, а от социального положения и амбиций?

В любом случае можно назвать несколько типичных, хотя и не обязательных отличий автомобиля женщины, неважно, маленький ли это городской автомобиль или джип-монстр. Цвет — преимущественно яркий (салатовый, жёлтый, голубой, розовый, зелёный), иногда дополненный аэрографией. Автоматическая коробка передач, ABS, Parktrоnic (для облегчения процесса парковки), а также желательны противобуксовочная система и Traction control.

«Поехали!» — сказал Юрий Гагарин. На этом этапе самое важное не «заболеть» комплексом путешественника, когда ты хочешь взять с собой всё что можно, даже в короткую поездку. В дамском автомобиле, помимо перчаток из хозяйственного магазина, например чтобы открывать грязную дверцу багажника, GPS-навигатора и авто-регистратора, могут быть туфли без каблуков, если автоледи неудобно водить на каблуках. Многие женщины, стремящиеся к комфорту, приобретают специальные подушки для путешествий, которые кладутся под шею, а некоторые добавляют в интерьер своего автомобиля украшения, которые можно повесить на зеркало заднего вида, гелевые наклейки на стёкла, а на руль — привлекательную оплётку. Конечно, всё это можно, в несколько иной инкарнации, встретить и у мужчин.

Но бывает и другая ситуация: Женщина наотрез отказывается «укрощать автомобиль» и садиться за руль. Её не соблазняют ни скорость, ни свобода передвижения, ни расширение её возможностей. Своё нежелание она может объяснить разными причинами: от страха неудачи до заботы об окружающей среде. Но не скрывается ли за этими доводами что-то другое?

Мы привыкли жить в своих мыслях и тревогах, которые, словно пеленой, отгораживают нас от реальности. Важно помнить: то, что хорошо для одного человека, может совсем не подходить другому, поэтому не нужно бояться показаться глупой — если тебе комфортно проезжать только по одному километру в день, так и делай. Первое время будут считать неопытной, ну и пусть! И это относится не только к женщинам, разумеется, но и к мужчинам! Все когда-то начинали, и никто не рождается сразу с рулём в руках. Проезжай комфортное расстояние, а потом возвращайся. Природная любознательность и положительное подкрепление, воспетое психологами-бихевиористами, возьмут свое, и скоро ты начнёшь ездить «по-взрослому».

Психологи долго изучали поведение женщин и мужчин в различных социальных ситуациях, объясняя их действия, реакции, и пришли к выводу, что наша способность выполнять повседневные задачи зависит от нашего понимания себя и других. Мы должны понимать, что происходит на дороге, что делают другие водители, какие коммуникационные сигналы они подают… А что делает человека опасным водителем? Об этом и многом другом читайте на нашем сайте.