Курсы контраварийной подготовки — навык, автоматизм, уверенность

В статье о новичках и опытных водителях мы обсуждали отличия профессионалов от начинающих, а также опасности, связанные с отсутствием опыта. Упоминали о множестве психологических факторов, мешающих начинающему водителю, таких как неуверенность в собственных силах, боязнь потери контроля над ситуацией.

Человек чаще всего существо беспечное. Таковым он остается и за рулем — кому хочется думать о худшем?.. Между тем исход экстремальной ситуации на дороге во многом зависит не только от слаженных действий водителя и четкого понимания ситуации, но и от его готовности реагировать, принимать нешаблонные решения, эмоциональной и психологической устойчивости, понимания происходящего.

Опыт — «сын ошибок трудных»

Чтобы чувствовать себя за рулем спокойно и уверенно, может понадобиться немало времени. Так, немаловажную роль в развитии водительской уверенности играет, с одной стороны, уровень водительской подготовки и опыт водителя, с другой — личные качества ведущего машину.

Городские дороги, сумасшедшее движение, пробки вкупе со спешкой и стрессом могут дорогого стоить неумелому или слишком самоуверенному водителю. Промедление, равно как и спешка, в экстремальной ситуации может быть смерти подобно. А вот неоценимый опыт, трезвый расчет и отлаженность действий, концентрация экономят время, берегут здоровье и спасают жизни.

К счастью, опыт — вещь наживная. Его можно приобрести, однако совсем не хочется, чтобы приобретен он был в ходе действительно экстремальных условий, когда от действий водителя зависит не только его здоровье и жизнь, но и здоровье окружающих.

Начинающим водителям, помимо стандартной программы обучения, может быть весьма полезно и дополнительное образование, призванное совершенствовать водительские навыки, доводить их до автоматизма.

Курсы экстремального вождения в помощь

Курсы экстремального вождения могут помочь и тем водителям, кто был вынужден совершить долгий перерыв в водительской практике, и даже тем, кто считает себя асом. Ведь осваивать и освежать навыки экстремального, или контраварийного, вождения лучше на специально оборудованной площадке (тренажерах или автодромах, в условиях, максимально приближенных к реалиям на дороге), где водитель застрахован от трагических случайностей.

Смысл контраварийной подготовки:

  • Добиться закрепления навыков безопасного вождения на уровне рефлексов.
  • Избежать аварийных ситуаций либо справиться с ними, выйдя из ситуации с наименьшими возможными потерями.

Такое возможно лишь в случае осведомленности и подготовки водителя, ведь любую аварийную ситуацию отличает несколько признаков, один из которых — острый дефицит времени. Негативную роль играют и кажущаяся безвыходность, и бессилие, которое настигает человека, попавшего в экстремальную ситуацию.

Экстремальную ситуацию сопровождает стресс, часто паника. Любопытен факт, что человек, попавший в экстремальную ситуацию и вышедший из нее, свидетельствует о том, что во время стремительных моментов видел все происходящее замедленно, «как в кино». Так работает мозг: субъективное восприятие времени замедляется настолько, чтобы человек «успел» принять то самое важное нестандартное решение, призванное изменить ситуацию, а порой и спасти жизнь. Стоит ли говорить, что у прошедших курсы контраварийной подготовки или посещавших уроки экстремального вождения шансов принять верное решение и успеть воплотить его больше. Даже стресс, во время которого происходит выброс адреналина, может стать помощником человеку опытному, ведь он мобилизует силы организма для ответной реакции. Водитель, знакомый с экстремальной ситуацией не понаслышке, имеет больше шансов на правильную ответную реакцию, а не на панические, беспорядочные действия.

Одним выстрелом — трех зайцев

Водители, которые приходят на курсы экстремального вождения, не только любят острые ощущения. Им крайне важно понимать физику вождения автомобиля, ведь у каждого даже самого современного авто есть предел устойчивости и управляемости.

Начинающий водитель, как правило, далек от понимания того, как ведет себя «железный конь о четырех колесах» на скользкой дороге, крутом повороте, что делать, если машину занесло, если она скользит: лихорадочно тормозить, вжимая педаль в пол, крутить руль, стараясь выровнять автомобиль или предпринимать иные действия?..

Курсы контраварийной подготовки можно разделить на две части:

  • Обучение навыкам экстремального вождения в летних условиях.
  • Обучение в зимних условиях.

Постигать «норов» автомобиля, учиться стабилизировать ставшую по какой-либо причине неустойчивой машину лучше в безопасной обстановке под присмотром опытного инструктора. Тогда и скользкая дорога, и крутой поворот, и вождение в темное время суток, во время дождя (моросящего или проливного), снегопада не будет составлять труда, но потребует не столько титановых усилий, сколько сосредоточенности и осознанности своих действий.

Иными словами, курсы контраварийной подготовки помогут водителю одним выстрелом убить сразу трех зайцев — приобрести гарантию безопасного вождения: навык, автоматизм, уверенность.

Сергей Рубинштейн