Факторы, раздражающие водителя

Каждый из нас рано или поздно сталкивается с таким неприятным и опасным явлением, как раздражение. Оно доставляет дискомфорт, разрастаясь внутри до тех пор, пока человек не «заводится», даже если вначале он способен контролировать свои эмоции и поведение.

Психологи ставят раздражительность в один ряд с физической болью, она неприятна, но неизбежна, важно научиться распознавать ее причины и конструктивно с ней справляться. Есть люди, для которых раздражительность — врожденное свойство личности, но таких немного — всего 0,1 %. В остальных случаях это признак какой-то проблемы.

Опасность заключается в том, что раздражение действует незаметно, захватывает внезапно и может довести до такого состояния, когда сохранять адекватное мышление очень трудно и, чтобы выпустить пар, людьми нередко совершаются различные не очень умные поступки.

Раздражение имеет над человеком подобную власть оттого, что корни этого чувства находятся в бессознательном. Это бессознательные страхи, чувство вины и другие комплексы, загнанные глубоко внутрь сознания и не решенные вовремя. Видя в других людях проявление качеств, присущих нам самим, но тщательно скрываемых, мы невольно чувствуем гнев и раздражаемся.

Так откуда же берутся негативные эмоции? Часто из нашей индивидуальной реакции на чужое поведение. Ведь то, что не раздражает одного, может раздражать другого так сильно, что ситуация становится подобной шторму. Факторов, вызывающих раздражение, существует множество. Человек регулярно сталкивается с ними, в том числе и находясь за рулем своего автомобиля.

Что раздражает современных калужских водителей больше всего? Был проведен опрос с целью пролить свет на данную тему. Лидировали пробки и ямы на дорогах — их отметили 26% проголосовавших. К сожалению, в условиях большого города, где количество едущих домой и на работу огромно, а дороги не в самом лучшем состоянии, с подобной неизбежностью можно если не смириться, то хотя бы учиться более спокойно реагировать. Ведь изменить в данной ситуации вы мало что можете, да и оказались в ней далеко не одни. На втором месте ответ «все, кроме «Я» (19,5%), что может свидетельствовать об особенности современных водителей излишне критиковать других, при этом самих себя считая самыми правильными и хорошими. 13,9% раздражает включенный дальний свет. Раздражение водителей вызывает также медленная езда в крайнем левом ряду. Все мы зачастую куда-то спешим, и, обгоняя кого-то, не стоит забывать снова перестраиваться вправо, чтобы не заставлять едущих за вами нервничать из-за невозможности двигаться быстрее вас (или совершать небезопасный обгон справа). Стоит уважать других участников движения, чтобы не становиться причиной их раздражения. Чем больше людей это поймет, тем проще будет бороться с раздражающими факторами во время езды.

Мало положительных эмоций вызывают водители, говорящие по телефону. Даже если они и не являются причиной аварийной ситуации, все равно такие водители, как правило, ездят медленнее остальных, пытаясь «поймать двух зайцев», а также могут создавать неразбериху на перекрестках. Раздражают потому, что готовы рискнуть своей жизнью и жизнью других ради телефонного разговора, пусть даже «очень важного». По той же причине неприятные ощущения нередко вызывают те, кто в плохую погоду слишком быстро ездит и всех обгоняет, тем самым создавая опасность движению. Автомобиль, перевозящий плохо закрепленные грузы (доски, матрасы и иные вещи, не вписывающиеся в машину по габаритам), также вызывает у едущих за ним понятное чувство беспокойства за собственное благополучие.

Многих раздражают водители, не включающие сигнал при повороте, тогда как подобное сообщение о предпринимаемых намерениях является не только требованием ПДД, но и одним из основных проявлений элементарной вежливости на дороге. Во-первых, это опасно, так как можно попасть в аварию, а во-вторых, попросту неприятно. Такой водитель как бы говорит, что ему не важна безопасность окружающих, и думает он только о себе.

О раздражающем человеческом эгоизме свидетельствует и такой неприятный момент, как автомобиль, который занял целых два парковочных места, тогда как вам и вовсе негде припарковаться. Людям стоит учиться немного больше думать о других.

Поводов для гнева на дорогах немало. Как же справиться с раздражением? Чтобы научиться контролировать его, стоит обращать внимание на первые признаки раздражения. Для этого заведите привычку время от времени «сканировать» свои мысли и движения, состояние мышц. Как только обнаружите присутствие негативной эмоции, реагируйте в ответ, чтобы не позволить ей захватить вас. Особо раздражительным личностям полезно развивать позитивное мышление, чтобы энергия раздражения перетекала в иное, продуктивное русло. Из ситуации, вызывающей негативные эмоции, можно извлечь также и пользу, если спросить себя: «Что вынесено из этого урока, что в будущем позволит быть более подготовленным к подобной ситуации?»

Если вас раздражает поведение водителя или пешехода, постарайтесь представить на его месте кого-нибудь из своих близких. Возможно, то, что вас раздражало, после этого покажется незначительным. Старайтесь быть добрее и относиться к другим так, как хотите, чтобы другие относились к вам. Мы слишком эмоционально реагируем на чужие ошибки, нередко недооценивая собственные. Чтобы меньше раздражаться, попробуйте научиться входить в положение других участников движения. Учитесь снисходительности. Для этого необходимо понимать, что кто-то может торопиться на важную встречу или домой не меньше вас, поэтому не стоит вести себя чересчур эгоистично. Тот, кто совершает глупость на дороге, наверняка не желает вам зла — гораздо более вероятно, что в подобный момент другой человек слишком сосредоточен на какой-то проблеме. Дороги стали бы куда более приятным местом, если бы люди учились (хотя бы мысленно) просить прощения за свои оплошности и прощать чужие.

Автопсихолог