Обучение – процесс, обусловленный психологическими особенностями обучаемого, такими как восприятие информации, способность соотносить и применять получаемые знания, преобразуя таким образом теорию в практический опыт. Так что личность неизменно оказывает влияние на процесс обучения в целом. Это давно поняли на Западе, где обучение вождению проводится с учетом личностных особенностей, ведь именно они, а не автоматизм и навыки вождения, пусть и отшлифованные до совершенства, часто подставляют ножку даже опытным водителям, не сумевшим адекватно оценить ситуацию. Очевидно, что личностная психология водителя очень важна, ее необходимо учитывать в целях создания безопасной обстановки на дорогах.
Россия осваивает современную методику обучения, привнося свои методы и идеи. Водительские навыки рассматриваются с позиции человеческого фактора, подверженного влиянию внешних факторов, справиться с которыми помогает обучение по новой системе.
Европейский опыт и матрица GDE
В Евросоюзе набирает обороты новая модульная система подготовки водителей. Объем навыков определяет конкретная категория транспортных средств. Система известна под названием GDE-матрицы. Она рассматривает водителей как активных, ориентированных на цели участников и наблюдателей среды дорожного движения.
На дороге внутренние мыслительные процессы подчинены единому стимулу – вести машину так, чтобы благополучно достичь цели. Представления о целях, средствах и результатах постоянно перекликаются друг с другом, изменяются, формируя опыт восприятия реальности.
Психологи, обсуждая особенности личности водителя, пришли к выводу, что водитель совершает две наиболее распространенные ошибки: он склонен переоценивать свои собственные силы и думает, что аварии и несчастные случаи – это удел других водителей.
Психологи придерживаются мнения, что подобные верования отвлекают от мыслей о беде, нивелируют страх перед автомобилем. На самом деле, стереотипы провоцируют людей идти на неоправданный риск. Такой коктейль, приправленный малым опытом вождения, обладает летальным эффектом.
Обучение по ступеням
Модель обучения вождению базируется на 4-уровневой иерархии.
- Искусство маневрирования транспортным средством (знания о системе управления автомобилем, об устройстве автомобиля).
- Управление ситуацией на дороге (практическое приложение приобретенных знаний при решении определенной дорожной ситуации).
- Цели и контекст вождения (принятие решения сесть за руль, цель вождения, окружающая среда, социальный фактор и компания).
- Жизненные цели и необходимые навыки (влияние автомобиля на персональное развитие, навыки самоконтроля, привычки, стереотипы, специальные потребности, ограничения).
При обучении вождению обращают внимание на такие факторы, как: стиль жизни, пол, возраст, принадлежность к группам, отношение к машине, физические и умственные способности.
Свое влияние на стиль вождения оказывают тип поездки, психическое и физическое состояние водителя, компания, в которой он путешествует, время поездки.
Начинающий водитель должен быть осведомлен и должен осознавать факторы риска.
На втором уровне уделяется внимание практическим моментам:
- Выбору скорости.
- Эффективному взаимодействию с другими участниками дорожного движения.
Например, путешествие с работы домой (социальный фактор, состояние водителя) по плохо освещенной дороге (окружающая среда) во время урагана требует учета факторов риска и принятия эффективного решения (езда на небольшой скорости).
Есть три кита
Система обучения зиждется на трех китах:
- Знания и умения, которыми водитель должен уметь оперировать.
- Факторы, повышающие риск вождения, о которых водитель должен быть предупрежден.
- Адекватная самооценка водителя.
За знания и умения ответствен опытный инструктор, который должен передать свой опыт ученику. Вторая сфера, касающаяся факторов риска, требует включенности и осознанности не столько от инструктора, сколько от ученика. Оценивать себя конструктивно может и должен только ученик.
Обучение вождению – это активный и непрерывный процесс. На первых порах у учеников вырабатывают автоматизм в управлении транспортным средством, и только потом переходят к управлению ситуацией.
Процесс обучения постоянно перекликается с целями обучаемого.
Теория всегда закрепляется на практике, а после выполнения упражнений следует обсуждение и обратная связь, как обучаемых, так и самого инструктора.
По следам европейцев
В России уже предложено внести поправки в систему обучения вождению, которая до сих пор считается профессиональной подготовкой и проводится по программе Министерства транспорта России.
Прежде чем выпускать начинающего водителя на дорогу, рекомендуется, чтобы он прошел обучение на специальном тренажере, который повышает ощущение безопасности и помогает справиться с тревогой, возникающей при управлении транспортным средством.
Подготовка водителей должна проводиься в несколько этапов, подразумевающих сдачу нескольких экзаменов.
В автошколе ученик проходит теоретический курс и получает практические навыки на автодроме, а после сдачи внутреннего экзамена в ГИБДД, включающего теорию и практику вождения на площадке, допускается к осваиванию езды по городу. Наконец, следует последний экзамен – практика езды по городу.
Все больше возникает частных методик, которые учитывают не только важность практических навыков начинающих водителей, но и психологические особенности водителя, чувство тревоги и боязни автомобиля.
Все чаще упор делается именно на психологические факторы.
Многие методики предполагают систематизацию знаний по вождению и отработку алгоритма действия водителей в различных ситуациях. Для данных целей используют методики и упражнения, в ходе которых водитель не только постигает азы вождения, но и учится реагировать на разные ситуации.
Опыт показывает, что подобные методики помогают новичкам быстрее освоиться и овладеть навыками реагирования, анализа и принятия решений.