Обучение – процесс, обусловленный психологическими особенностями обучаемого, такими как восприятие информации, способность соотносить и применять получаемые знания, преобразуя таким образом теорию в практический опыт. Так что личность неизменно оказывает влияние на процесс обучения в целом. Это давно поняли на Западе, где обучение вождению проводится с учетом личностных особенностей, ведь именно они, а не автоматизм и навыки вождения, пусть и отшлифованные до совершенства, часто подставляют ножку даже опытным водителям, не сумевшим адекватно оценить ситуацию. Очевидно, что личностная психология водителя очень важна, ее необходимо учитывать в целях создания безопасной обстановки на дорогах.
Россия осваивает современную методику обучения, привнося свои методы и идеи. Водительские навыки рассматриваются с позиции человеческого фактора, подверженного влиянию внешних факторов, справиться с которыми помогает обучение по новой системе.
В Евросоюзе набирает обороты новая модульная система подготовки водителей. Объем навыков определяет конкретная категория транспортных средств. Система известна под названием GDE-матрицы. Она рассматривает водителей как активных, ориентированных на цели участников и наблюдателей среды дорожного движения.
На дороге внутренние мыслительные процессы подчинены единому стимулу – вести машину так, чтобы благополучно достичь цели. Представления о целях, средствах и результатах постоянно перекликаются друг с другом, изменяются, формируя опыт восприятия реальности.
Психологи, обсуждая особенности личности водителя, пришли к выводу, что водитель совершает две наиболее распространенные ошибки: он склонен переоценивать свои собственные силы и думает, что аварии и несчастные случаи – это удел других водителей.
Психологи придерживаются мнения, что подобные верования отвлекают от мыслей о беде, нивелируют страх перед автомобилем. На самом деле, стереотипы провоцируют людей идти на неоправданный риск. Такой коктейль, приправленный малым опытом вождения, обладает летальным эффектом.
Модель обучения вождению базируется на 4-уровневой иерархии.
При обучении вождению обращают внимание на такие факторы, как: стиль жизни, пол, возраст, принадлежность к группам, отношение к машине, физические и умственные способности.
Свое влияние на стиль вождения оказывают тип поездки, психическое и физическое состояние водителя, компания, в которой он путешествует, время поездки.
Начинающий водитель должен быть осведомлен и должен осознавать факторы риска.
На втором уровне уделяется внимание практическим моментам:
Например, путешествие с работы домой (социальный фактор, состояние водителя) по плохо освещенной дороге (окружающая среда) во время урагана требует учета факторов риска и принятия эффективного решения (езда на небольшой скорости).
Система обучения зиждется на трех китах:
За знания и умения ответствен опытный инструктор, который должен передать свой опыт ученику. Вторая сфера, касающаяся факторов риска, требует включенности и осознанности не столько от инструктора, сколько от ученика. Оценивать себя конструктивно может и должен только ученик.
Обучение вождению – это активный и непрерывный процесс. На первых порах у учеников вырабатывают автоматизм в управлении транспортным средством, и только потом переходят к управлению ситуацией.
Процесс обучения постоянно перекликается с целями обучаемого.
Теория всегда закрепляется на практике, а после выполнения упражнений следует обсуждение и обратная связь, как обучаемых, так и самого инструктора.
В России уже предложено внести поправки в систему обучения вождению, которая до сих пор считается профессиональной подготовкой и проводится по программе Министерства транспорта России.
Прежде чем выпускать начинающего водителя на дорогу, рекомендуется, чтобы он прошел обучение на специальном тренажере, который повышает ощущение безопасности и помогает справиться с тревогой, возникающей при управлении транспортным средством.
Подготовка водителей должна проводиься в несколько этапов, подразумевающих сдачу нескольких экзаменов.
В автошколе ученик проходит теоретический курс и получает практические навыки на автодроме, а после сдачи внутреннего экзамена в ГИБДД, включающего теорию и практику вождения на площадке, допускается к осваиванию езды по городу. Наконец, следует последний экзамен – практика езды по городу.
Все больше возникает частных методик, которые учитывают не только важность практических навыков начинающих водителей, но и психологические особенности водителя, чувство тревоги и боязни автомобиля.
Все чаще упор делается именно на психологические факторы.
Многие методики предполагают систематизацию знаний по вождению и отработку алгоритма действия водителей в различных ситуациях. Для данных целей используют методики и упражнения, в ходе которых водитель не только постигает азы вождения, но и учится реагировать на разные ситуации.
Опыт показывает, что подобные методики помогают новичкам быстрее освоиться и овладеть навыками реагирования, анализа и принятия решений.