О 60-летних водителях замолвите слово

Подруга недавно обзавелась новым автомобилем, а свою бывшую машину, любимую и, между прочим, совсем нестарую, в состоянии вполне приличном, подарила своей маме.

Мама моей подруги, несмотря на преклонный возраст, довольно деятельный и боевой человек. Живет в свое удовольствие, посещает театры, ходит с подругами в кафе, работает бухгалтером. На права она сдавала давно, но ездит редко, чаще муж подвозит.

Девиз этой миловидной женщины: «Зачем же мне помощи просить, если я сама в силах!» Ее же слова: «Мужнину машину брать неохота, в своей надобности не было, но тут подвернулась оказия». Конечно же, мама моей подруги не преминула ею воспользоваться.

Инициатива, достойная всяческих похвал и белой зависти! Невольно задумываешься, какими же будем мы в таком-то «третьем» возрасте, сможем ли также кардинально что-то менять в своей жизни?

Однако тревогу вселяют данные мировой статистики. Хотя люди, достигшие зрелого возраста, совершают меньше аварий, чем «бесчинствующая» на дорогах молодежь от 19 до 25 лет, которой море по колено, но все же стоят на втором месте по совершению ДТП. Дальше следуют совсем неутешительные факты: смертность пожилых водителей в ДТП куда выше смертности молодежи в сходных аварийных ситуациях.

Американский фонд дорожной безопасности в ходе исследований выяснил, что часто пожилые водители садятся за руль автомобилей, которые не подходят им вследствие состояния здоровья. Возраст, который уберегает умудренного опытом человека от ошибок, допускаемых молодыми водителями, на сей раз играет против них.

Впрочем, дело здесь не только в физическом состоянии. В конце концов, есть 80-летние, которые иных 20-летних за пояс заткнут по части здорового образа жизни, всегда в форме, если не завидной, то хорошей. Дело в том, как обрабатывает наш мозг информацию, попавшую в него из внешней среды. Стирается острота восприятия движущихся объектов. На первое место выходит фон, на котором происходит действие.

Иными словами, не пешеходы на фоне зебры, а скорее, зебра на фоне пешеходов. Тот факт, что водители в возрасте хуже видят пешеходов на переходах, был доказан израильскими учеными в 2011 году во время исследования, опубликованного в мартовском номере Accident Analysis and Prevention. Причина подобной возрастной особенности пока не выявлена, а методики, позволяющие корректировать остроту восприятия мозгом объектов на фоне окружающей среды, все еще находятся в стадии разработки.

Управлять автомобилем в солидном возрасте — это вызов. С ним помогают справиться сильные стороны тех, кому за шестьдесят:

– в зрелом возрасте люди имеют богатый опыт и трезвость суждений (вспомним возраст большинства мировых лидеров);

– пожилые люди часто адепты здорового образа жизни, который позволяет им оставаться в тонусе на протяжении всей жизни;

– люди в возрасте наиболее полно ощущают ответственность, возложенную на них как на водителей транспортного средства (водители средних лет в стадии алкогольного опьянения – большая редкость);

– пожилые люди отдают себе отчет в том, что машина не роскошь, поэтому не злоупотребляют вождением, избегают мест интенсивного движения, вождения ночью или в плохую погоду.

К сожалению, тех, кому за шестьдесят, подстерегают и опасности: проблемы со слухом и зрением, дезориентация в пространстве, потеря гибкости, недостаточная физическая сила и способность молниеносно реагировать и долго концентрироваться на дороге. Все это важно учитывать и относиться к себе самокритично, но без излишнего фанатизма.

Людям зрелого возраста, принимающим различные медикаменты (даже отпускаемые без рецепта натуральные и «травяные» средства), следует обратить особое внимание на информационный листок, где прописаны побочные эффекты. Транквилизаторы или снотворное — плохой помощник в вождении автомобиля. Несчастье за рулем всегда легче предотвратить!

Адекватное восприятие и здравая оценка своих водительских качеств — штука крайне полезная и совсем несложная. Поддержание себя в хорошей физической и психической форме, знание реакции своего организма на медикаменты, должная забота о себе, включающая в первую очередь движение, достаточный сон и полноценное питание, — все это поможет водителю дольше оставаться за рулем, активно проявляя себя в жизни общества.

Автопсихолог