Когнитивные искажения и процесс вождения

Когнитивные искажения — это искажения мыслей. Наш мозг часто «заставляет» нас думать неправильно. Следствием неправильных, ошибочных мыслей будет являться неверное решение. Когнитивные искажения непросто опознать, ведь мы стремимся мыслить быстро и решения принимаем быстро, не утруждая себя проверкой имеющихся данных.

Ошибаться не страшно, когда есть возможность отследить и исправить ошибку, но есть ситуации, когда исправить уже ничего нельзя. В таких случаях предпочтительнее не поддаваться на трюки мозга.

Наше мышление можно подразделить на два типа: рациональное и интуитивное. Интуитивное срабатывает молниеносно – оно напоминает пса, хватающего кость на лету. Однако первое решение не всегда верно, пусть оно и всплывает молниеносно. Рациональное мышление требует больше ресурсов, поэтому мы часто не задействуем его, а обходимся интуитивным, то есть сгрызаем кость одним махом, а не раздумываем над ней, не проверяем, не стремимся усомниться. Сомнения – дорогая штука. В мире скоростей они становятся роскошью, как и прерогатива рационального мышления.

Когнитивные искажения становятся источником тяжелых мыслей и негативных эмоций, мешающих сосредоточиться на жизни «здесь и сейчас». Водители становятся жертвами когнитивных искажений и делают немало глупостей, которые могут привести к плачевному исходу. Например, беззаботное отношение к разговорам за рулем является одной из серьезнейших проблем. В результате случаются аварии, гибнут люди. Причинно-следственная связь налицо, но водители продолжают говорить за рулем по телефону, и даже ухитряются переписываться.

 

Начнем с искажения, которое называется катастрофическим мышлением. Человек постоянно представляет себе худшее, находится во власти ожидания несчастного случая. Такие мысли и предвкушения не способствуют спокойствию и душевной гармонии, а вгоняют водителя в состояние нервозности.

Вот пример таких мыслей: «Если я буду ездить по автострадам, то попаду в ужасную аварию. Я должен избегать автострад». Они могут возникнуть после увиденной аварии или после выпуска новостей. Но это не значит, что автострада опаснее, чем любая другая дорога, по которой вам приходится ездить изо дня в день. Напомните себе о том, что аварии избегает тот, кто придерживается дозволенного скоростного режима и соблюдает правила дорожного движения, а не тот, кто избегает скоростных трасс, но носится по узким, запруженным транспортом и пешеходами улочкам. Если уж вам хочется знать наверняка, найдите минутку и поинтересуйтесь статистикой аварий за последний месяц или год.

Вторая ошибка, которую допускают водители, – это метание из крайности в крайность так, будто бы нет золотой середины, существует только черное и белое. Став участником одного или нескольких ДТП, мы начинаем думать, что как водители мы никуда не годимся, нам лучше не садиться за руль, чтобы не подвергать опасности себя и окружающих. Такие мысли бесполезны и вредны. Ведь водить машину все равно придется.

Вместо того, чтобы возлагать на себя неподъемный груз ответственности за все, что происходит вокруг, подумайте, что каждый день для вас существуют равные вероятности совершить и не совершить аварию. Вспомните о тех днях, когда вождение было спокойным и безопасным. Вероятность совершить аварию похожа на красный шарик в сосуде с черными: даже если красный шар один на сто черных, вероятность извлечь из сосуда именно его все равно существует.

Если же условия вождения неблагополучные (дождь, скользкая дорога, вы утомлены), количество красных шариков возрастает, вероятность повышается. Накиньте еще парочку шариков для случаев, которых вы не можете предвидеть (пьяный или неопытный водитель в машине справа, неработающий светофор), и количество шариков возрастет.

Обобщение может пагубно сказаться на процессе вождения. Например: «Женщины водят хуже мужчин, потому от них на дороге следует держаться подальше». Это может привести к тому, что вы начнете перестраиваться в другой ряд и совершать маневр, как только распознаете в водителе соседнего транспортного средства женщину.

Опасаться же стоит не женщин, а неадекватных водителей: человек, виляющий из ряда в ряд, нарушающий правила, должен привлечь внимание вне зависимости от пола и возраста. От него действительно стоит держаться подальше.

Сосредоточение на негативных моментах тоже играет немалую роль в жизни водителя. Таков наш мозг: негативные моменты в нем запечатлеваются молниеносно и надолго. От поганых ощущений отделаться непросто; даже когда самое страшное уже позади, мы будем долго помнить мучительный опыт.

Такими нас создала природа. Если бы человек не обращал внимание на страшное и плохое, он не дожил бы до 21 века. Осторожность необходима, но иногда она является недоразумением: мы до сих пор пугаемся высоты (проезжая узкий высоченный мост), большого транспорта. Потные ладони и ухающее сердце вовсе не означают, что с вами что-то не так. Даже если автомобиль минует опасные места со свистом и сам бросается на обгон больших машин. Беспокойство – нормальное явление, когда вы находитесь в необычных условиях. Ваш мозг и тело посылают вам сигнал сосредоточиться и быть начеку.

Ошибка делать поспешные выводы сама становится причиной прочих ошибок. «Что подумают обо мне окружающие? Этот человек пропустил меня на перекрестке, а я замешкался, теперь он думает обо мне, что я дурак и неумеха» – такой ход мыслей может привести к тому, что уже на следующем перекрестке мы бросимся доказывать всем и каждому, а на деле – самому себе, что мы асы и профессионалы и проскочить «на красный» нам ничего не стоит.

Чем может обернуться такая реабилитация, можно предположить, если задуматься, но мы предпочитаем бездумное действие. В то же время нам и в голову не приходит, что человек пропускал нас по какой-то причине, которая нас не касалась. В тот момент ему и дела не было до нашего умения или неумения водить машину, он задумался, замешкался, звучание движка показалось ему подозрительным, и он решил притормозить.

В заключение хочется сказать несколько слов в защиту интуитивных решений, которые провоцируют когнитивные искажения. Интуитивное мышление – то, что заставляет нас ошибаться, но, не будь его, нам бы никогда не удалось поступить правильно, ведь рацио требует времени и изучения фактов, а дотошность не спасет, когда надо действовать четко, слаженно и быстро, а на то, чтобы задуматься, времени не остается совсем.